ВС РФ в рамках своих полномочий предлагает рассмотреть парламентариям изменения в механизмах судопроизводства для ещё большего сближения и унификации судов общей юрисдикции и арбитража. Соответствующее постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 №7 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» было представлено депутатам нижней палаты.

 

Это уже не первая инициатива представителей судебной системы. Ранее, в октябре 2014 года, думцам было предложено рассмотреть законопроект, предусматривающий включение в арбитражно-процессуальный порядок норму судебного приказа. Новый проект предполагает затронуть процессуальные механизмы в обеих отраслях: гражданской и арбитражной. Суть нововведений – включить в процедуру рассмотрения простых дел эффективного механизма, отработанного арбитражными судами.

 

Согласно задумке инициаторов, судебный приказ будет выноситься, если стоимостное выражение заявляемых претензий не превышает полумиллиона рублей. Предложено расширить сам перечень оснований, при которых заявитель вправе потребовать разрешения дела в порядке приказного производства. К уже существующим предложено добавить накопившиеся долги за коммунальные услуги, телефонию, по обязательным взносам участников стройкооперативов и членов ТСЖ.

 

Бесспорные требования и «малые иски» (до полумиллиона рублей), не подпадающие под критерии судебного приказа, будут рассматриваться в упрощённом порядке, эффективность которого апробирована арбитражными судами в течение двух последних лет. Отказаться от подобного рассмотрения участники процесса смогут исключительно при наличии достаточных и разумных оснований.

 

Упрощенный порядок проявляется в отсутствии сторон на процессе, они лишь представляют необходимые документы-доказательства. Если же их окажется недостаточно и потребуются свидетели, экспертное заключение и пр., то дело будет рассмотрено в общем порядке. Для представления доказательной базы будут установлены чёткие сроки, позже которых они не будут рассматриваться и приниматься во внимание (единственное исключение – пропуск сроков по уважительной причине). Это позволит предотвратить умышленное затягивание сроков производства.

 

Итогом таких дел станет вынесение резолютивной части, копии которого будут направлены сторонам процесса. В полном объёме судебный акт будет оформляться по просьбе заинтересованных лиц либо в случае подачи апелляционной жалобы. Для обжалования устанавливается пятнадцатидневный срок, а рассматривать их будет не коллегия, а судья единолично, при этом вызов сторон не предполагается. Предлагаемые изменения по арбитражному процессу не столь глобальны и затрагивают нюансы рассмотрения апелляций и кассаций, по аналогии с гражданским судопроизводством.