В Государственной Думе во втором чтении планируется рассмотреть объемный законопроект, внесенный Президентом России, в котором в числе прочего предлагается внести изменения в ст. 395 ГК РФ, регламентирующую ответственность за неисполнение денежных обязательств.


Отмечу сразу, что эта ответственность не только за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств должника по кредитному договору, но любого иного долгового обязательства, когда чужие деньги неправомерно удерживаются или должник уклоняется от их возврата, либо любого иного пропуска срока их уплаты, необоснованного получения или сбережения за чужой счет. Возможность взыскания процентов по долгу – это вариант, способ обеспечения денежного обязательства.
В законопроекте Президента предлагается при расчете процентов за использование чужих денег при просрочке их уплаты пользоваться средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц на соответствующий период, которые публикуются Центробанком России.
Сегодня в соответствии с действующим законодательством размер процентов определяется установленной Центробанком ставкой рефинансирования, если другое не установлено законом или соглашением сторон. Причем при расчете процентов используется ставка рефинансирования, которая установлена на день платежа по денежным обязательствам.
Если долг взыскивается в суде, то суд при вынесении решения в пользу истца может взыскать проценты, рассчитав их по ставке рефинансирования, установленной на день вынесения судебного решения о взыскании денежных средств или на день подачи искового заявления.
Отмечу, что юридические услуги по взысканию денежных средств, в т.ч. с процентами и неустойкой, в судебном или досудебном порядке оказывает адвокат, специализирующийся на обязательственном праве.
В законопроекте предлагается не взыскивать проценты, если договором или соглашением сторон предусмотрена уплата неустойки.
Сегодня в соответствии со ст. 395 ГК РФ проценты за использование чужих денежных средств и неустойку за неисполнение денежных обязательств можно взыскивать одновременно, если неустойка по договору - штрафная.
Также в законопроекте предлагается наделить суд правом снижать проценты, установленные договором, до определенной границы, если итоговая денежная сумма, подлежащая оплате, явно неадекватна и очевидно не соответствует наступившим отрицательным последствиям в результате неисполнения денежного обязательства.
В соответствии со сложившейся арбитражной практикой сегодня такое снижение процентов возможно, если они рассчитываются по ставке рефинансирования.
Изменить ставку, по которой рассчитываются проценты за неисполнение денежных обязательств, требуют нынешние экономические реалии. Сегодня ставка рефинансирования у нас в стране составляет 8,25%, она не менялась Центробанком с 2012 года и давно не отвечает реалиям нашего времени с учетом экономического кризиса, скачка инфляции и прочих обстоятельств.
Как показывают предварительные расчеты, предлагаемые законопроектом изменения хороши для истцов по делам о взыскании денежных средств, но их принятие может ударить по карману должника, т.е. ответчика по делу, потому что такой порядок расчета процентов в итоге увеличит размер суммы, которую он будет обязан выплатить истцу.
В любом случае, если этот законопроект будет принят Государственной Думой, то плюсы и минусы нового порядка расчета процентов за использование чужих денег покажет только время и обновленная судебная практика.