31 декабря 2014 года Президент подписал принятый Государственной Думой России федеральный закон, который вносит изменения в законодательство, касающееся, в частности, сферы общественного питания. Этот Закон вступил в силу 23 января 2015 года.

Принятые законодательные изменения серьезным образом затрагивают интересы предпринимательских структур, работающих в сфере общепита, поэтому без юридических услуг адвоката, специализирующегося на этой отрасли права, этим предприятиям в такой ситуации обойтись будет сложно.
В соответствии с законодательными нововведениями предприятия и предприниматели, оказывающие услуги в сфере общественного питания и осуществляющие производство и оборот продуктов питания, теперь не будут уведомляться государственными надзорными и контрольными органами о проведении внеплановых выездных проверок качества и безопасности продуктов питания, а также материалов и изделий из них, которые они производят.
Ранее в нашем законодательстве такое уведомление предпринимательских структур, предоставляющих услуги общепита, о проведении внеплановой проверки требовалось в обязательном порядке, за исключением случаев, когда были основания полагать, что в результате деятельности предприятий общепита причиняется или может быть причинен вред жизни и здоровью граждан. Во всех остальных случаях структуры, работающие в сфере общепита, обязательно предупреждались о грядущей внеплановой проверке.
Они должны были уведомляться о внеплановой проверке любым возможным способом, применительно к конкретной ситуации, за 24 часа до начала её проведения. Если же уведомления не было сделано надлежащим образом, то результаты внеплановой проверки, можно было в дальнейшем оспорить и признать не соответствующими действующими законодательству, а значит, не могущими повлечь правовые и организационные выводы. Предписание, выданное по внеплановой проверке без предварительного уведомления, в досудебном порядке или в суде признавалось недействительным.
Теперь государственные проверки сферы общепита без предварительного уведомления проверяемой стороны о факте и времени их проведения могут во многом осложнить жизнь предприятий общепита вплоть до лишения сертификатов на услуги общественного питания и продукцию со всеми вытекающими последствиями.
В целом указанный ФЗ касается вопросов противодействия незаконному обороту фальсифицированных и контрафактных лекарств, а также фальсифицированных продуктов питания, в т. ч. БАДов.
В частности, он вводит уголовную и административную ответственность за незаконное производство и оборот фальсифицированных лекарств и БАДов, за подделку документов или упаковки на указанные продукты и препараты и прочее.
Под фальсифицированными продуктами питания в соответствии с изменениями законодательства подразумеваются поддельные продукты питания (в том числе БАДы) или же продукты, имеющие свойства и качества, которые не отражены на упаковке и в документах на них.
Ужесточение контрольной и надзорной функции государства на рынке услуг общественного питания, а также в сфере производства и оборота лекарственных средств, во многом оправдано, поскольку очевидные проблемы в этом виде предпринимательской деятельности давно нужно решать.
Однако работа государственных контрольных и надзорных органов в ходе таких внеплановых проверок без уведомления проверяемых структур может напрямую затронуть также и добросовестные предприятия, производящие указанную продукцию и оказывающие услуги в сфере общественного питания, как это часто у нас бывает. Внеплановые проверки без уведомления предприятий общепита могут стать еще одним способом кормления должностных лиц государства от бизнеса.