21 октября 2014 года вступил в силу закон, призванный оградить граждан от получения SMS- спама. Спустя почти полгода, 14 апреля 2015 года, в пресс-центре Национальной Службы Новостей планируется проведение семинара-совещания с участием представителей различных органов исполнительной власти, операторов мобильной связи, экспертного сообщества. Цель этого мероприятия – оценка эффективности реализации данного закона.
Пик всевозможных SMS-рассылок в 2013 году подвигнул депутатов Государственной Думы к разработке законопроекта, ограничивающего поток рекламных сообщений, обрушивавшихся на обычного гражданина нескончаемым потоком. Торговые сети, интернет-магазины, автоперевозчики, предприятия услуг, электронные платёжные системы и пр. – каждый старался донести информацию о скидках, акциях, распродажах, поступлении новинок, расширении ассортимента и пр.
Как результат – увеличение потока жалоб в офисах операторов мобильной связи, которые не занимались составлением этих сообщений, определением периодичности рассылок и т.д. Они просто действовали в рамках договорных отношений со своими заказчиками, которые использовали такой вид услуг как уведомление клиентов посредством SMS-сообщений. До принятия закона операторы не имели права отказать в отправке, теперь же, если отсутствует согласие абонента, подобная рассылка признаётся незаконной и не может быть доставлена адресату.
Критериями спама выступают массовость, автоматический характер и использование номеров, не предусмотренных российской системой (короткие номера, буквенные символы и т.д.), которые затрудняют идентификацию отправителя для обычного абонента. Но как же быть в этом случае с рассылкой нежелательной информации от организаций, зарегистрированных на физическое лицо и обладающих номером формата +7ХХХХХХХХХХ?
При заключении договора с оператором на рассылку компании будут обязаны предоставить согласие абонента на получение подобной информации рекламного характера. В этом кроется ещё один «подводный камень» реализации, ведь людям достаточно часто приходится заполнять различные анкетные формы на сайтах, в магазинах и т.д., где прописано его согласие на получение дополнительных сведений.
Не предусмотрена законом и мера ответственности операторов и заказчиков за его нарушение. Привлечь их можно только к административной ответственности в рамках закона «О рекламе», обратившись в ФАС с заявлением с приложенным к нему скриншотом экрана и разрешением запросить информацию о детализации счёта у соответствующего оператора.
В некоторых случаях (навязывание банками услуг по кредитованию) работает закон «О защите прав потребителей», в рамках которого нарушителей также привлекают к административному штрафу. Можно обратиться напрямую к оператору с претензией и отказом от получения уведомлений от определённого абонента, но срок рассмотрения подобных заявлений регламентирован законом «О связи» и составляет 60 дней.
Насколько эффективно работает закон и каким образом осуществляется его реализация операторами, заказчиками и абонентами – вот основные вопросы, вынесенные для широкого обсуждения на предстоящем 14.04.2015 года семинаре в Национальной Службе Новостей, который проведет заместитель председателя Совета Федерации.