08.05.2015 в нижнюю палату Федерального собрания РФ поступил для рассмотрения проект №788111-6 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Инициатором выступило Министерство юстиции, чьи интересы будет представлять заместитель министра Елена Борисенко и статс-секретарь Юрий Любимов. Проект ориентирован на совершенствование существующего института третейских судей и разработан во исполнение ежегодного Послания Президента 2013 года. Его появления ждали в июле 2014 года, но потребовалось больше времени на доработку и корректировку.

Сложившаяся правоприменительная практика, несовершенство законодательства в сфере арбитража приводит к дискредитации института третейских судей. Принятие законопроекта позволит учесть мировой опыт в делах подобного рода, регламентировать структуру разбирательства, установить квалификационные параметры для судей, определить порядок вынесения итогового акта, проверку его законности, а также отрегулировать вопросы формирования арбитражных учреждений, действующих на постоянной основе.

Нормами законотворческой инициативы предусмотрено освобождение арбитров от ответственности в сфере гражданского права, исключение составят лишь гражданские иски в составе уголовных дел. Независимым органом, контролирующим их работу, станут государственные суды. Их полномочия будут затрагивать вопросы назначения третейских судей, компетенции в рассмотрении тех или иных споров, законности вынесенного третейским судом итогового акта.

Отдельный раздел закона планируется посвятить арбитражным учреждениям, чья деятельность будет носить постоянный характер. Они будут создаваться исключительно при некоммерческих организациях, а разрешение будет выдано Правительством РФ, подобную процедуру обязаны будут пройти и иностранные арбитражные учреждения. Подтверждать свою правомочность не потребуется лишь двум институтам, успешно зарекомендовавшим себя в течение восьми десятков лет. Это Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ.

Деятельность подобных арбитражных учреждений предполагает чёткую регламентацию основных функций, а также коллегиальность формирования третейского суда (назначение и отводы арбитров и пр.). Для ранее заключённых арбитражных соглашений предусмотрен переходный период, в течение которого они должны быть исполнены в соответствии с ныне действующими нормами и правилами.

В тех случаях, когда третейский суд будет назначаться для разрешения конкретного спора (ad hoc), на его деятельность будут распространяться ограничения: вне компетенции – корпоративные споры, запрещено содействие государственных судов, никакие иные организации не смогут администрировать разбираемый спор и т.д.

Все эти меры, по замыслу инициаторов законопроекта, повысят авторитет и привлекательность третейского разбирательства, что позволит снизить нагрузку на государственные суды, а также позволит привлекать больше инвестиций и деофшоризировать национальную экономику.