Полномочия Федерального агентства по делам национальностей были утверждены Постановлением Правительства РФ 18.04.2015, которое было разработано во исполнение приказа Президента, вводящего в состав кабинета министров новую структурную единицу. Основное предназначение органа – реализация государственной политики в области межнациональных, этнических и конфессиональных отношений. В основе создания подобного органа лежит благая цель - укрепление единства многонационального населения России.

Структура нового органа будет состоять из четырёх профильных управлений по основным направлениям деятельности, которым будет поручено взаимодействие с общественными национальными институтами (казачьи общества и др.), разработка целевых программ, укрепление культурных связей, профилактика дискриминации и осуществление мер превентивного характера по предупреждению разжигания розни на почве межнациональных и иных конфликтов.

Помимо разработки правовых актов, направленных на реализацию вектора внутренней политики в сфере межнациональных отношений, к полномочиям агентства будет отнесена функция утверждения уставов казачьих обществ, представители которых осуществляют свою деятельность как минимум в двух регионах Российской Федерации. Сотрудникам агентства будет поручено проведение мониторинга межнационального согласия и межэтнического развития, реализации потребностей малых народов, поддержки культурных мероприятий и пр.

Председатель Комитета по делам национальностей государственной Думы РФ Гаджимет Сафаралиев горячо поддержал саму идею создания подобного органа исполнительной власти. По его словам, до недавнего времени вопросы национальной политики решал президентский совет, который собирается дважды в год на рабочие заседания. Этого недостаточно для эффективной реализации всех предусмотренных до 2025 года мер в стране, объединяющей свыше 180 народностей, национальностей и этнических групп.

Профильный комитет в Госдуме регулярно выходит с законотворческими инициативами, рекомендациями по историческому образованию, патриотическому воспитанию и т.д. Но претворение и продвижение этих предложений осложняется отсутствием специфичного органа исполнительной власти. Теперь же, после формирования и начала функционирования профильного агентства таких проблем быть не должно. Об этом, в сущности, и говорилось в обращении депутатов к Президенту, которое было им рассмотрено положительно и постепенно реализуется.

«Многострадальные» национальные вопросы неоднократно за историю новой России меняли исполнительный орган, отвечающий за последовательную реализацию внутренней политики в этой сфере:
• 1991-1994 – Государственный комитет по национальной политике (по делам федерации и национальностей);
• 1994-2001 – Министерство по делам национальностей и региональной политике, которое регулярно переименовывалось без изменения сути функционала, с 2000 года ему были переданы полномочия миграционной службы;
• 2001-2004 – как такового органа не существовало, функции были разделены между МВД, МИД и МЭРТ, а специфику вопросов курировал Владимир Зорин;
• 2004-2014 – Министерство регионального развития;
• 2014 – создание отдельных министерств по регионам: Дальнего Востока (с 2012), Крыма, Северного Кавказа;
• 2015 – образование Федерального агентства по делам национальностей.
До 1917 года, в Российской империи, все межнациональные вопросы были отнесены к полномочиям Министерства внутренних дел, которое не только изобличало преступников, но и поддерживало устои государственности.