10 февраля 2016 года Правительство России внесло в Государственную Думу законопроект, в котором предлагается регламентировать понятие адвокатского запроса, порядок его оформления и направления, а также установить ответственность должностных лиц, необоснованно отказывающихся предоставлять информацию по запросу адвоката.

В этом законопроекте, в частности, предлагается внести изменения в КоАП России и установить ответственность за незаконный отказ должностных лиц предоставить адвокату по его запросу информацию, которую они обязаны предоставлять по ФЗ. Также предлагается установить административную ответственность за несвоевременность представление такой информации адвокату или же за умышленное представление ему ложной информации.
За перечисленные правонарушения предлагается взыскивать с виновных должностных лиц штраф в размере от 1 до 3 тысяч рублей.
Одновременно Правительство в своем законопроекте предлагает изменить ст. 13.14 КоАП. А именно: в этой новелле адвокат приравнивается по уровню ответственности к должностному лицу. Он несет точно такую же ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен ФЗ. С адвоката за подобное правонарушение может быть взыскан штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей.
Т.е. по законопроекту у адвоката расширяются не только его профессиональные права, но и ответственность за его деятельность, связанную с адвокатским запросом.
Кроме того, в ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ предлагается внести отдельную статью 6.1, которая посвящена адвокатскому запросу. Запросу адвоката в законопроекте дано правовое определение. Это официальное обращение в государственные и муниципальные органы, а также в общественные объединения и иные организации, для предоставления справочной или характеризующей письменной информации и прочих документов, которые необходимы адвокату для оказания квалифицированной адвокатской помощи.
При этом по законопроекту ответ на адвокатский запрос должен быть дан адвокату должностными лицами указанных органов и организаций письменно в тридцатидневный срок со дня получения. Этот срок может быть продлен, но не более, чем на тридцать дней с обязательным уведомлением об факте продления адвоката, направившего запрос.
Важно, что в законопроекте указан исчерпывающий перечень оснований, по которым по запросу адвокату может быть отказано в представлении информации.
Форма запроса адвоката и порядок его направления в органы и организации в соответствии с законопроектом будет определяться ведомственными правовыми актами Минюста России по согласованию с другими заинтересованными министерствами и ведомствами.
Весьма примечательно, что систематическое неисполнение формы адвокатского запроса предлагается сделать еще одним основанием для прекращения статуса адвоката.
Этот законопроект будет рассмотрен в Государственной Думе в первом чтении уже в апреле этого года.
Важность законопроекта заключается в том, что он призван устранить пробелы и коллизии, касающиеся института адвокатского запроса, которые имеют место быть в действующем законодательстве и сегодняшней судебной практике.
Законопроект призван способствовать уравниванию прав сторон состязательного процесса по уголовным, гражданским и арбитражным делам, как на досудебной стадии, так и в суде. Ведь общеизвестно, что за неисполнение законных требований следователя или прокурора уже давно существует надлежащая ответственность. Законопроект предлагает установить схожую ответственность за неисполнение запроса адвоката.
В частности, урегулирование давно набравшихся проблем и вопросов, связанных с адвокатским запросом, существенно поможет адвокату в собирании доказательственной базы, в защите обвиняемых или представлении интересов потерпевших по уголовным делам.