Права потребителей - это специальные установленные законом правила, гарантирующие потребителю определенные законом стандарты качества приобретенных вещей либо полученных услуг, не связанных с предпринимательской деятельностью. Права потребителя в той или иной степени реализуются гражданином в обыденной жизни в тех случаях, когда совершается покупка, обращение к мастеру за услугой по ремонту, поездка на транспорте, использование коммунальных услуг и т.д. Основной нормативной основой для подобной категории правоотношений является закон «О защите прав потребителей», конкретизирующий и регламентирующий соответствующие положения Гражданского Кодекса Российской Федерации. Защита прав потребителя возможна, если их знают и умеют ими пользоваться.
Права потребителей: нормативная база, сфера применения, классификация прав
Юридическая основа заложена в законе «О защите прав потребителей» и Гражданском Кодексе Российской Федерации. Кроме этого, права потребителей уточняются и конкретизируются применительно различным видам деятельности и характеру отношений между сторонами потребитель и продавец/исполнитель:
- Правила продажи отдельных групп товаров;
- Правила оказания отдельных видов услуг;
- Закон «Об основах туристической деятельности»;
- Закон «О медицинском страховании граждан РФ»;
- Воздушный кодекс РФ и др.
Сферой правоприменения постулатов закона и иных нормативных актов в этой области гражданских отношений между субъектами являются ситуации, в которых:
- одна из сторон выступает потребителем товара или услуги;
- другая сторона является изготовителем или продавцом товара либо исполнителем услуги.
При этом понятие изготовителя/продавца трактуется достаточно широко и включает так же уполномоченные организации и импортёров. К категории потребительских прав относятся право на качество, безопасность, информацию и возмещение ущерба. Знание прав и механизмов их защиты поможет правильно вести себя в ситуации их нарушения и добиваться законного восстановления и исполнения.
Основные механизмы защиты прав потребителей
Покупка продуктов питания, одежды, обуви, автомобиля, телевизора, компьютера, мобильного телефона, квартиры и предметов мебели – в каждой из этих ситуаций реализуются права потребителей:
- на качество – испорченные продукты или неработающую технику можно вернуть в магазин;
- на безопасность – причинение ущерба товаром при соблюдении эксплуатационных требований возмещает продавец/производитель;
- на информацию – указание состава или предоставление инструкции на русском языке;
- на возмещение убытков – гарантийный ремонт и техническое постпродажное обслуживание.
Алгоритм действий по защите прав начинается с возврата товара в магазин с одновременным предъявлением требований по его замене или возврату уплаченных средств. В идеальном варианте развития событий продавец соглашается с претензией и заменяет товар или выплачивает требуемую сумму. На практике же так происходит очень редко. Поэтому дальнейшие тактические шаги потребуют определённых знаний в сфере потребительских отношений и консультативной помощи практикующего юриста:
- проведение независимой экспертизы, в том числе юридической экспертизы документов;
- процедура досудебного урегулирования;
- обращение в службу защиты прав потребителей;
- обращение с исковым заявлением в суд.
Таким образом, при возникновении спорной ситуации с продавцом либо лицом, оказывающим услуги, и невозможности решить конфликт мирным путем, необходимо обратится к адвокату за получением достоверной информации о способах защиты прав потребителя.