Изменения в Гражданский Кодекс Российской Федерации, касающиеся исполнения обязательств по широкому спектру договорных отношений, вступают в силу с 01.06.2015. Одно из нововведений предоставит право одностороннего отказа от исполнения договорных обязательств с требованием возмещения убытков. Но воспользоваться им возможно только единожды до начала исполнения заключенного соглашения.
Предусмотрены нормы возмещения потерь, не связанных с нарушением одной из сторон обязательств по договору. К таким ситуациям относится предъявление к одному из участников сделки претензий третьим лицом, в том числе и органами государственной власти, что влечёт за собой невозможность осуществления взятых обязательств.
При этом разрешение гражданско-правового спора в судебном порядке не позволит уменьшить размер согласованной сторонами компенсации, за исключением случаев намеренного увеличения потерь пострадавшей стороной.
Возмещение будет происходить в независимости от факта признания соглашения действительным или заключённым. Также сторона, вынужденная возместить контрагенту потери вследствие действий третьего лица, получает преимущественные права требовать от этого «виновника» компенсации понесённых убытков. Подобная норма распространяется и на соглашения, одной из сторон которых является физическое лицо.
Отныне федеральным законодательством устанавливается обязанность участника сделки возместить убытки контрагенту, если при заключении договора были скрыты или недостоверно изложены факты, препятствующие его заключению либо исполнению. Момент такого умышленного введения в заблуждение теперь не имеет значения, важен сам факт такого поступка.
При этом потерпевшая сторона получает право не только взыскать неустойку, компенсировать убытки, но и расторгнуть договор. Реализация данной нормы должна быть обеспечена наличием существенности в предоставленных недостоверных сведениях. Если же будет установлен факт обмана или намеренного введения в заблуждение, то потерпевшая сторона может потребовать не расторжения соглашения, а признания всей сделки недействительной.
Июньские новшества в гражданском законодательстве позволят требовать возмещения убытков и неустойки от предоставившей недостоверные сведения стороны даже в том случае, когда она сама не была осведомлена об этом. Как и в предыдущем случае, эта норма распространяется на корпоративные договора и договора об отчуждении акций либо доли в уставном капитале общества.
Раннее действующие положения также позволяли признать сделку недействительной, а договор незаключённым, но только в том случае, если факт предоставления недостоверных сведений имел место на этапе заключения соглашения. Не была определена и мера ответственности сторон за подобные действия. Вступающие в силу изменения устраняют пробелы в механизме привлечения к ответу недобросовестного контрагента.
С 01.06.2015 усиливается ответственность должника, повлекшего расторжение договора до истечения срока его действия. С него можно будет взыскать не только убытки, связанные с неисполнением (ненадлежащим исполнением) соглашения, но и компенсировать потери в виде разницы между стоимостью расторгнутого договора и заключенной взамен сделки либо стоимостью аналогичного товара.